пр. Красной Армии, д. 96

Пн-Пт: с 9:00 до 18:00, Сб: по записи, Вс: выходной

История возникновения профессии «Юрист»

  • Статьи
  • История возникновения профессии «Юрист»
История возникновения профессии «Юрист» История возникновения профессии «Юрист»

Совесть и закон 

Если заглянем в истоки зарождения человечества и человеческих законов, обнаружим непреложное: закон существовал от сотворения мира! Конечно, не в таком унифицированном виде как современные законодательства. Закон появился одновременно с появлением человеческого бытия. Изречений, подобных высказыванию Альфонса де Ламартина, множество, но рассмотрим одно мудрое утверждение французского дипломата и писателя: «Совесть – есть закон законов». Не правда ли, это неоспоримый факт: и до сего дня все конституции мира в основах своих строились на основных постулатах человеческой совести.

Совесть каждого отдельного человека часто регулирует его поступки. И каждый знает: убивать себе подобного нельзя, красть чужое – не положено, оскорблять и унижать, насиловать другого – тоже противозаконные акты … Совесть диктует человеку нравственные законы. Заметим, что совесть – достаточно чуткий барометр человеческого сердца. Увы! – до определенных пор! Вот человек разумный поднял камень и обрушил его с силой на голову брата (Каин и Авель). Произошло первое убийство на земле. Логично озадачиться: почему в братоубийце не сработала совесть?! Очевидно, ее поразила зависть (Авель был более благополучен и успешен как в своих трудах, так и в глазах Каина).

Но зависть не уничтожила совесть бесследно, ибо следом за попранием ее закона, в убийце начались муки совести. Именно эти муки впоследствии Каину мешали жить беспечно как прежде – не давали спать спокойно, заставляли бояться возмездия, понуждали бежать от Правосудия Божьего, строить заграждения, городить города ... А что произошло? Человек преступил закон. И тут же получил наказание, выраженное в немом страдании, которое породила совесть. Не случайно и утверждение великого русского полководца Александра Суворова по данному поводу: «Совесть – наш внутренний судья».

Первоначально, на заре человечества, законы людей не фиксировались ни устно, ни, тем более, письменно. Древнее людское сообщество основывалось на фундаменте внутренней нравственности человека. Но время шло, менялись условия жизни. Размножались племена и народы. Там и сям пресекались (чем дальше, тем больше) мораль и нравственность. И законы внутреннего человека не удовлетворяли человечество. Цивилизация, с ее непрестанным развитием, с появлением градации общества: с возникновением особых привилегированных классов, потребовала от народов исполнения особых законов – законов жизни в человеческом обществе. И нравственные законы начали составлять, а позже прописывать. Вначале на пергаментных свитках, на берестяных грамотах, позже – на бумаге.

Удивительная страна – Россия! И народ в ней – необычный! Несомненно, более других совестливый. Потому и России тоже нужны законы. Все та же пресловутая зависть нашим одноплеменникам иногда мешает быть счастливыми – без чужих денег, например, или без чужого имущества … Вот и толкает банальная зависть людей на сделки с совестью. Это еще баснописец Крылов чутко подметил: «В ком есть и совесть и закон, тот не украдет, не обманет, в какой бы нужде ни был он; а вору дай хоть миллион он воровать не перестанет».

Какие же у русского закона корни? В толковом словаре русского языка закон, по толкованию Владимира Даля, есть предел, постановленный свободе воли или действий; неминучее начало, основание; правило, постановление высшей власти. 

Корень существительного закон тот же, что в словах исконы или конец. Старинное слово кон имело значение «начало», «предел». Приставка «за» изменила смысл слова: «то, что было вначале — за коном».

Самый первый русский юридический словарь появился в 1792 году под редакцией Михаила Чулкова. В нем слово закон являет значение общего названия установленных государством юридических норм.

Древнерусский словарь Измаила Срезневского 1893 года выпуска иначе определяет значение слова закон: 1) свод нравственных и обрядовых правил какого-либо религиозного учения, вероисповедания; 2) постановление, правило, устав церкви; 3) церковный брак, венчание; 4) Ветхий Завет.

В современном русском языке за словом закон в качестве основного закрепилось юридическое значение – «нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой».

Старинным памятником русского церковного права был «Закон судный людем». Это славянская переработка византийского законодательного свода, регулирующего нормы церковного и светского права древнерусского государства. Предполагается, что создан он был первоучителем славянских народов святым Мефодием или совместно с его братом святым Кириллом (около 870-885 г.г.). Здесь законом подразумевались покаянные правила, применяемые к преступникам в качестве наказания: «Заперший чужой скот, или уморивший его голодом, или убивший его как-либо иначе, присуждается (к уплате) вдвойне» ...

При царе Иоанне Грозном (XVI в.) в «Стоглаве», кодексе канонического права, слово закон  употребляется для церковных правил и для обозначения царских (или княжеских) постановлений: «Божественные писания и священныя правила и законы не повелевают мирским судьям судити священников…»

         Напротив, Петровская эпоха стала на платформу коренных реформ и в самом законодательстве Руси: ликвидировала обособленность духовенства и подчинила его государству. Также Петром на Руси было упразднено и патриаршество: вновь учрежденный  Святейший Синод был провозглашен высшим органом государственного управления и по своей власти считался равным Сенату. 

         Детали истории: Иоанна IV советские «историки» представили в учебниках как тирана-кровопийцу, хотя в царской России он был прославлен как местночтимый святой. Его иконописный образ висел в спальне императора Александра Третьего, другой образ и сейчас находится в Ново-Спасском монастыре. А в императоре Петре Первом, великом демократическом преобразователе, некоторые категории населения видели «антихриста».

         Детство и юные годы избранников, как Иоанна, так и Петра, не были безоблачными. Первый с младенчества остался круглым сиротой и сызмала справедливо страшился за свою жизнь, подавленный жестокими интригами бояр. Второй рано познал безотцовщину, и родного отца ему заменили вольность немцев и немецкая слобода. Первый – русский по духу и по своему царскому правлению, – и в законах оставался верен традициям родной старины. Второй – революционер по сути, пользуясь примерами западной цивилизации, изменял Русь и русское законодательство. Первый закреплял самобытное русское право, второй одновременно с европейским образом жизни насаждал и законы, противоречащие русским стилю, традициям и характеру.

«Судебник Иоанна IV 1550 года» — памятник русского права XVI века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашён единственным источником права по инициативе Иоанна Грозного на первом Земском Соборе 1549 года. Был утверждён Стоглавым собором. Содержит 100 статей. Имеет общую прогосударственную направленность, ликвидирует судебные привилегии удельных князей и усиливает роль центральных государственных судебных органов.

        В Судебнике, например, регламентировались взаимоотношения между феодалами и подневольными крестьянами. Правительство пыталось расширить права крестьянства и его участие в общественных делах. Выборные представители крестьянских общин могли участвовать в следствии и судопроизводстве.

Судебник защищал честь каждого члена общества, но штрафы за оскорбление словом или делом различались. За бесчестье боярина обидчик платил штраф 600 рублей, за дьяка — 200 рублей, за первостепенного купца — 50 рублей, за посадского человека — 5 рублей, за крестьянина — всего рубль. В случае «обиды» женщины, ей выплачивалось «бесчестие» вдвое большее, чем мужчине её звания.

До принятия в силу Судебника запутанные дела могли решаться посредством поединка спорящих сторон — «поля». Победитель в бою считался выигравшим дело. Судебник ограничивал проведение подобных испытаний огнём и водой. «Поле» нельзя было проводить «бойцу с небойцом» (например, если это женщина, больной, старый или совсем юный человек), за исключением случаев, когда этого желает сам «небоец». Или же вместо себя можно было выставить «наймита». Судебник разрешал «поле» не только для определения победителя в деле, но и для выяснения надёжности показаний свидетелей (послухов).

При Петре I серьезным изменениям подверглась судебная система. Сенат и Юстиц-коллегия получили функции верховного суда. В провинциях судили гофгерихты (по шведскому примеру - надворный суд). В больших городах апелляционные (надворные) суды. Имелись и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян, исключая монастырских. Судебные дела горожан вёл магистрат. В остальных случаях тяжбы единолично решал земской или городовой судья. Позже нижний суд был заменен провинциальным, возглавляемый воеводой.

Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с 1711 года учреждалась должность фискалов, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся императором и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчинёнными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата — особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов. C 1723 года главным фискалом назначался генерал-фискал от государя, его помощником — обер-фискал, утверждаемый Сенатом.

   Петр I «всем чинам, которые у дел приставлены» запрещал брать взятки, «а кто дерзнет сие учинить», того ожидали или убийственный строй шпицрутенов, или отрубание пальцев, вплоть до конфискации имущества и смертной казни. Но перебороть взяточничество и кумовство император не смог … 

Оба царя принимали участие в судопроизводстве в исключительных случаях: лично вершили суд над изощренными преступниками.

Во времена царствования Иоанна IV к смертной казни приговаривали за убийство, изнасилование, содомию, похищение людей, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма, государственную измену. Лично царем утверждался каждый смертный приговор. Для доставки на царский суд преступников, обвиняемых в тяжких правонарушениях, был создан институт особых приставов. Смертный приговор князьям и боярам утверждался Боярской Думой. Так что суд в XVI веке велся по иным, чем в наше время законам, но это были государственные законы, а не произвол деспота.

Во время правления царя   Петра I смертной казнью карались уже 120 видов преступлений!  Сожжению на огне подвергались чародеи и идолопоклонники. За богохульство отрезали языки, а хула на Пресвятую Деву Марию и святых каралась смертной казнью по высочайшему выбору.  Государственные преступники, например, за умысел убить или взять в плен царя подвергались четвертованию. За бунт, измену, оскорбление словом монарха пособников и подстрекателей тоже четвертовали. На виселицу вздергивали за должностные преступления: взяточничество, казнокрадство, неповиновение начальству, неплатежи налогов ... Вот каким жестким был закон при царе-просветителе.

Впрочем, Иоанн Грозный и Петр Великий во многом отличаются от других правителей мира. Именно в русском характере живет и действует сильная потребность к раскаянию. И оба каялись истово, особенно на закате жизни. Без сомнения, совесть русских правителей была живая. И мешала жить без оглядки даже царям. Ведь от ошибок не застрахован никто, царственные особы в том числе. Но чутко поэт подметил о русском национальном душевном качестве: «Совесть, Благородство и Достоинство - вот оно, святое наше воинство! … Может, и не станешь победителем, но зато умрешь, как человек».

Современные законы и наказания за преступления на русской территории не столь категоричны и жестоки как старинные постановления. Смертная казнь в России давно отменена. А содомия нынче вообще переквалифицирована в ориентацию, преступлением же вовсе не числится!

Каков Человек, таков и Закон! – частично нравственный, частично моральный, и, частично безбожный. Конечно, российская нравственность пала еще не как в Европе. Но «правда жизни» и у россиян складывается в известную поговорку: «С сильным не дерись, с богатым не судись!».

Известно: историческая судьба народа целиком зависит от его нравственности. И потому важным остается вопрос, как для Человека, так и для Закона: к добру иль ко злу перетянут весы чашу Русского Правосудия?!! Ужель столь невероятно ныне стало очевидное: совесть – единственный закон, с которым нельзя договориться!? И наказание неизбежно!

Продолжение следует … 

Серафима Дарина