пр. Красной Армии, д. 96

Пн-Пт: с 9:00 до 18:00, Сб: по записи, Вс: выходной

Царский суд на Руси

Царский суд на Руси Царский суд на Руси

Английский поэт, философ и политик Джон Мильтон убеждал почтенную публику XVII века: «Кто царствует внутри самого себя и управляет своими страстями, желаниями и опасениями, тот более чем царь». Усилим сказанное царским словом: «Даже если ты приобретешь весь мир, смерть напоследок все равно похитит тебя». Иоанн Грозный.

 

Суд да «дело» на Руси возрастали и взрослели своим чередом. По летописному сказанию русский суд и судопроизводство начинают свою историю в глубокой древности, о чем повествует нам известная «Повесть»: «славянские племена имели свои обычаи и законы своих отцов, и предания, и каждое свой нрав». Но, так принято считать: за «правдой» они «били челом к варягам».

Один из первых русских (варяжских) князей Олег, по прозванию Вещий, впервые заключил с Византией правовой договор, в котором имеются сведения об «общинном суде и публичном вынесении приговора у славянских воинов и купцов».

Впервые упоминается слово «суд» непосредственно как орган правосудия князем Владимиром Святославовичем в известном «Уставе», определяющем статус и полномочия церковной власти (брачные, семейные и наследственные споры, дела о преступлениях против Церкви …)

«Русская Правда»: это уже единый свод законов, накопленных русичами за долгие годы. Впрочем, в Древней Руси исполнение административных и судебных функций не разграничивалось. Как Великий, так и удельный князь являлся главой судебно-административной системы, он сам вершил правосудие или поручал суд своим наместникам.

К тому времени в судопроизводстве существовали три стадии: заклич (объявление о свершившемся преступлении, оно производилось в людном месте), гонение следа (нахождение преступника по его следам) и свод (напоминал современную очную ставку). К судебным доказательствам относились: признание, показания видока (очевидца факта или свидетеля) и послуха (того, кто слышал о случившемся) или взятие с поличным.

Первым серьезным практическим руководством для русских судей стал «Судебник» Иоанна III (1497 год). «Судебник», по сути, юридическим образом закрепил объединение русских земель в единую Державу Московского государства. Над данным правовым документом потрудилось немало людей, в их числе: князь Иван Патрикеев, дьяки Василий Долматов, Василий Жук, Федор Курицын.

С начала правления на Руси Иоанна IV впервые русское государство превращается в Царство. Правитель становится единовластным монархом. С момента вступления во власть Иоанна IV (в истории Грозного) Боярская дума и Государственные Приказы подчинялись только царю, как верховному правителю (лишь крестьян могли судить сами помещики). «Судебник» Иоанна Грозного при участии Боярской думы был вначале принят на Земском Соборе в 1549 году. «Судебник», сборник из 100 статей, стал единственным официально признанным источником права – в нем уже разграничены уголовные, гражданские и земельные дела.  Через год документ был утверждён Стоглавым собором.

«Судебник» «грозного» правителя заслуживает пристального изучения. Но прежде заострим внимание на фигуре самого царя. Этот противоречивый исторический нонсенс – эпоха Иоанна IV изобилует неслыханными достижениями, но образ царя «история» иногда рисует нам самыми мрачными красками. Почему из всех русских царей именно Иоанн IV, для врагов Руси Грозный, так оболган некоторыми историками? Зачем столько грязи вылито на Великого Русского Царя?

Сегодня значительные территории некогда мощной русской империи (Украина, Белоруссия, Северный Казахстан) отторгнуты от Центра; у государственного руля вместо древних бояр – олигархи; в Церкви рвутся к власти еретики и филокатолики. России непрестанно угрожают внешние враги. В Прибалтике, подобно некогда Ливонскому ордену, стоят войска НАТО, Украину заполонили униаты, на южных окраинах основались вооруженные до зубов османы, с востока нахально лезут многочисленные китайские орды ... И как никогда актуален вопрос о сохранении Русского государства и русского народа.

Россия находится в условиях, подобных тем, что были при воцарении первого русского царя Иоанна IV, не удивительно, что Иоанн Грозный и подвергается сегодня такому порицанию. Господа, развалившие СССР, и чуть не развалившие в 90-е годы Россию, обвиняют грозного Царя во всех смертных грехах: сыноубийстве, деспотизме, кровожадности, прелюбодеяниях и прочих надуманных «историками» злодеяниях, забыв о собственных преступлениях против Родины.

XVI век. Юный венценосец, Иоанн, при вступлении на престол унаследовал 2,8 миллионов кв. км русской земли, а к концу его царствования территория Руси увеличилась почти вдвое – Россия владела 5.4 млн кв. км. Забавно, но по площади это больше, чем вся остальная Европа в целом. Увы, мифы лжеистории непрестанно дискредитируют славное русское прошлое. А непредвзятые современные историки докопались до сути.

Начнем с иллюстрации царствования Грозного Царя (1547 — 1584 годы):

За несколько десятилетий небольшая Московия превратилась в огромное и мощное государство приращением Казанского ханства (современные Чувашия, Татарстан, Ульяновская область). При этом царь не загребал жар чужими руками, Иоанн Грозный всегда лично возглавлял воинские предприятия. Таким образом, восточные границы Руси получили безопасность, прекратилось и постоянное пленение татарами русских подданных. Следом же было завоевано Астраханское ханство: это теперь Астраханская, Волгоградская области и Калмыкия. Были также освоены обширные территории центрального Черноземья (теперь Орловская, Курская, Липецкая и Тамбовская области). Северный и Центральный Урал, западная часть Сибири стали покорны русскому царю. С готовностью отозвались к царской службе донские казаки и малые народы Северного Кавказа. Вне всяких сомнений, внешнюю политику русского монарха трудно преувеличить.

Известно, что завистникам закон не писан, но и внутренняя политика того времени, безусловно, на высоте! Она отмечена судебной реформой, введением местного (земского) самоуправления, образованием постоянной армии из стрельцов с «Общим уложением» о военной службе помещиков и вотчинников», созданы государственные учреждения (Приказы), запрещено употребление спиртных напитков, за исключением праздничных дней, организована первоначальная система школьного образования, положено начало книгопечатанию. Изданы «Четьи-Минеи» («Жития святых») и «Домострой». Возведены многие храмы и монастыри. На 50 процентов увеличена рождаемость.

Стремительно развивающаяся русская держава удручала Европу своей мощью. Потому «перелетные птицы» Запада частенько малевали русскую действительность мрачными тонами. Папские посланники, такие как Генрих Штаден и Антоний Поссевин, не сумевшие исполнить волю папы Римского и «заразить» русское Православие семенами католицизма, мстительно и непотребно очернили русского царя, стойкого в Православии. Сегодня бесспорно доказано, что написанное об Иоанне Грозном иноземцами – наглая ложь.

Иоанн не был «свирепым тираном», являясь ревностным защитником русской государственности. Не убивал сына, отравленного ртутью самими иностранцами. Не менял жен несчетное количество раз. Не «заливал Русь кровью своих жертв»… Письменная клевета злопыхателей, на самом деле вовсе не являющихся очевидцами тех событий, давно разоблачена.

Историческую правду Руси искажают на протяжении веков ради уничтожения русского народа, пытаясь сделать из русских стадо легко управляемое, подчиняемое и внушаемое. Таков изощренный способ манипулирования народным сознанием: прямая ложь о русских героях, его лидерах и монархах.

Известно, судьба царя, - судьба Руси! Иоанн Васильевич родился в Коломенском 25 августа 1530 года. Его жизнь после смерти отца Великого князя Василия III и отравления матери Великой княгини Елены Глинской едва не оборвалась в раннем возрасте. Иоанн остался жив только благодаря ожесточенной кровавой борьбе двух боярских семей при царском дворе – Шуйских, из династии Рюриковичей, и Бельских (Гедиминовичей) – не до мальчишки всем было, делили власть!  А мальчишка благородных кровей незаметно для всех возрастал не только летами, но и умом. Чуть позже он со скорбью отметит: «Не подобает мужам благородным браниться как простолюдинам».

Иоанн IV был одним из самых просвещенных людей своего времени, обладал феноменальной памятью и отменной эрудицией. Будучи сиротой, он не получил системного образования, но обладал удивительно обширными познаниями. Собственные литературные труды царя характеризовали его ум и начитанность. Современники называли его ритором «словесной мудрости» и утверждали, что он «в науке книжного поучения доволен и многоречив зело». В своих писаниях Грозный предстает человеком остроумным, одновременно являясь мудрым политиком, талантливым публицистом, что весьма непривычно для людей его положения. В своих речах к иностранным дипломатам и Думе Царь Иоанн не раз ссылался на исторические сочинения. Венецианского посла однажды поразило хорошее ориентирование Иоанна в римской истории. Допущенные в царское книгохранилище ливонские богословы встретили там редчайшие сочинения греческой античности и византийских авторов.

Никто из западных правителей не достиг таких успехов, как в учености, так и в укреплении границ государства и благополучии общества, какие сделал за свою жизнь Иоанн Васильевич.   Конечно, борьба за сильное русское государство не обошлась без жертв. Но по сравнению с монаршими деспотами Запада он являлся «истинным ангелом во плоти», ревностно трудясь на благо святой Державы. Собственные слова царя Иоанна только подтверждают это: «Чтобы охотиться на зайцев, нужно множество псов, чтобы побеждать врагов — множество воинов; кто же, имея разум, будет без причины казнить своих подданных!?»

Сравним?! В Европе, которая считается образцом добродетели и справедливости, примерно за тот период (около 40-ка лет), который совпадает с правлением Иоанна Грозного, было казнено 378 тысяч человек, а на Руси при Иоанне Грозном были казнены 5-7 тысяч, в том числе и за тяжкие уголовные преступления.

О милости же царя Иоанна Грозного общеизвестная нам история вовсе умалчивает. Но характер русского правителя был поистине долготерпелив и многомилостив. Преобразования внутренней жизни русского государства рисуют образ царя, пекущегося о покое и мире на родной земле. Иоанн Грозный был первый русский царь — строивший, как и многие его благочестивые предки, Русь, как Дом Пресвятой Богородицы и считавший себя в этом доме не хозяином, а первым слугой. Людям, не имеющим понятия о вере, какими являются многие ученые историки, не понять, что верующий человек, а им поистине был Иоанн Грозный, не мог быть «тираном и извергом», лишь от самодурства и по произволу, проливавший «невинную» кровь.

Московский пожар 1547 года почти полностью уничтожил город и 4 тысячи москвичей. В результате разгневанный народ подверг стихийной казни даже одного из родственников царя. Выступления против бояр возникли и в других городах. Ситуация требовала немедленных действий. Вот тогда и венчался Иоанн на царство. И почти сразу, с подсказки митрополита Макария, была создана Избранная Рада. Избранная Рада, своеобразный род нового русского правительства, просуществовала до 1560 года. Она была созвана из людей, близких царю по духу, чтобы помогать проводить преобразования-реформы.

Счастливое течение событий прервалось в 1553 году тяжелой болезнью молодого царя. Но страшнее телесного недуга оказались душевные раны, нанесенные теми, кому он верил во всем, как себе. Увы! Члены нового правительства, радеющие больше о личной корысти, вовсе не о государственной пользе, не раз предавали доверие царя. Так, Адашев и Сильвестр   настолько превысили свои полномочия, что Иоанн вынужден был отправить обоих в ссылку, пощадив жизнь заговорщиков, когда у изголовья умирающего Иоанна царские наперсники отказались присягать законному наследнику, малолетнему царевичу Дмитрию. М. В. Толстой так описывает трагедию «Иоанн перенес ужас этих минут, выздоровел и встал с одра... исполненный милости ко всем боярам. Царь всех простил! Царь не помнил зла. Царь посчитал месть чувством, недостойным христианина и монарха.  Выздоровление Иоанна, казалось, вернуло силы всей России».

Беспрецедентно поведение предателя Родины, с предвзятых слов которого тоже составлялась исковерканная история Руси! Князь Андрей Курбский, бросив жену и девятилетнего сына, бежал к литовцам. Читаем в истории Карамзина: «Обласканный Сигизмундом», Курбский «предал ему свою честь и душу; советовал, как губить Россию..., убеждал его действовать смелее, не жалеть казны, чтобы возбудить против русских хана …» Подлость всегда ищет оправдания: Курбский и в письмах царю лукавил без стеснения. Царь по-царски ответил изменнику: «…Угрожаешь мне судом Христовым на том свете: а разве в сем мире нет власти Божией? Вы думаете, что Господь царствует только на небесах, диавол - во аде, на земле же властвуют люди… нет, нет! Везде Господня Держава, и в сей, и в будущей жизни!.. Положи свою грамоту в могилу с собою: сим докажешь, что и последняя искра христианства в тебе угасла: ибо христианин умирает с любовию, с прощением, а не со злобою».

Под угрозой оказывалось существование самой России. После долгих и мучительных колебаний Иоанн Грозный принял единственно возможное для христианина решение: вынести дело на всенародный суд. Царь прекрасно понимал, что заставить человека нести «Божие тягло» силой - нельзя. Можно добиться внешней покорности, но принять на себя «послушание», осмысленное как религиозный долг, человек должен добровольно. Народ русский обязан решить сам: желает он быть народом-богоносцем, хранителем Истины и жизни в Православии - или отказывается от этого служения. Согласен ли народ нести все тяготы, искушения и соблазны, грозящие ему на этом пути?! Именно потому царь оставил тогда Москву и затворился в Александрове: один из самых драматических моментов истории. «Все замерло, - пишет Ключевский, - столица мгновенно прервала свои обычные занятия: лавки закрылись, Приказы опустели, песни замолкли...» Странное, казалось бы, поведение царя, по сути, было глубоко русским, основанным на доверии и преданности. 

И русский народ, не сомневаясь, ответил царю: «Да!» Тем самым, подлинная история рассудила, кто прав был в споре царя со своим бывшим советником. А ревностные труды Иоанна Васильевича завершили сложение России - сложение столь прочное, что и восемь лет уничтожающей Смуты (1605—1613), походы самозванцев, бесконечные заговоры боярские, католическая интервенция и раскол церковный не смогли разрушить его. 

Именно в столь сложный период образования и укрепления Русского централизованного государства появилось в стране и новое законодательство. Грозный царь ревностно охранял спокойствие Руси, как внешне, так и внутренне. И потому новый правовой кодекс под названием «Судебник» Ивана IV имел общую прогосударственную направленность: государственная измена в нем стала самым тяжким преступлением.

Царский «Судебник» ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных государственных судебных органов и власть царской администрации. Также «Судебник» учредил новые виды Приказов (учреждений, ведавших отраслями государственного управления или отдельными регионами страны): Челобитный, Поместный, Разбойный, Печатный и другие.

Были введены новые денежные штрафы, именуемые «пеня». Она взыскивалась с должностных лиц за лихоимство (втрое больше против украденного) и за нанесение бесчестья обвиняемому по указанию государя. Дополнительно виновный уплачивал и денежное вознаграждение в пользу потерпевшего.

Особое развитие получили телесные наказания (болевые кары), применение физических наказаний в бытовой сфере. Показательным примером является памятник письменности «Домострой» с его установлениями.

Царь всеми способами укреплял устои вверенной ему Державы, заботясь о нравственности подданных. Любопытны особенности наказаний по «Судебнику» Иоанна Грозного. Основные наказания, штрафы, заменились смертной казнью, телесными наказаниями и лишением свободы для максимального устрашения, как преступников, так и населения.

Появился новый вид возмездия – торговая казнь через битье кнутом на базарной площади. Количество ударов нормативно не устанавливалось, оно определялось судом, исходя из конкретных обстоятельств дела. В целях устрашения наказание исполнялось в местах большого скопления народа.

По утверждениям некоторых историков, данная мера часто представляла замаскированный вид смертной казни и принималась исполнителями как приказание засечь преступника до смерти, тем более, когда исполнять ее предписывалось «без пощады».

Зачастую торговая казнь дополнялась тюремным заключением, как на неопределенный срок, так и пожизненно. Достаточно часто закон предписывал и саму смертную казнь: «живота не дати, казнити смертною казнью».

За вынесение неправосудного решения (из-за получения взятки) дьяк должен был возместить половину стоимости иска и подлежал тюремному заключению; подьячий, занимающий более низкий чин при аппарате суда, подвергался торговой казни. Для именитых чиновников: боярина, дворецкого, казначея, предусматривались немилостивые наказания: «быти от государя в опале». Учитывая абсолютную монаршую власть, наказание это считалось самым жестким. Законодатель же в ряде случаев передавал суд царскому изволению: «что государь укажет, посмотря по человеку».

Заключение в тюрьму предусматривалось также за взяточничество, ложное обвинение судей в умышленном неправосудии и другие виды преступных деяний. Тюремное заключение применялось чаще всего как дополнительное наказание.

Из Судебника известны места для заключения преступников: частные тюрьмы, расположенные при владениях крупных князей. Заключенные помещались в подвалы, погреба или иные места различной степени приспособленности. Государственные тюрьмы располагались на Белоозере, в Соловецком монастыре ... В монастырских подвалах и застенках, приспособленных для заключения, чаще всего содержались лица духовного звания, а также противники церковной власти.

Режим содержания и охрана осужденных осуществлялись произвольно. В тюрьмах вместе находились мужчины и женщины, взрослые и дети. Не было разделения их по роду и характеру совершаемых преступлений. «Помещали «колодников» даже в клетках. Снабжали их, чем и как могли, родственники; безродные же, связанные по двое, ходили по очереди со сторожем по торговым дворам за милостынею и довольствовались ею».

В те годы «тюрьмы были переполнены, тюремные сидельцы содержались в помещениях, наименее удобных для жизни, на соломе, которая оставалась в камерах до полного гниения». Часто тюрьмой была деревянная изба, окруженная тыном; в больших тюрьмах было по нескольку изб, в Москве, например, восемь. Важные политические и религиозные преступники помещались нередко в земляных тюрьмах. На подземное помещение указывает и древнее название русской тюрьмы«погреб», «поруб». Первый нормативный акт, запрещающий устраивать подземные остроги для арестантов, был принят в 1560 году.

В статьях 52 и 56, к примеру, указывается на пожизненное лишение свободы: «...ино его вкинути в тюрьму до смерти...» В восемнадцати статьях закон не устанавливал сроки, то есть, заключенные приговаривались к бессрочному лишению свободы. Оно назначалось за взятки и ложь в отношении знатных людей. При этом предусматривались основания для освобождения из тюрьмы, в ст. 55 Судебника сказано: «...а не будет по нем крепкие поруки, ино его кинути в тюрму, даком по нем порука будет».

Основные расходы по строительству и содержанию тюрем ложились на местную (княжескую) власть. Закон четко определял цели тюремного заключения – надежное обеспечение изоляции преступников. Первые монастырские тюрьмы выполняли карательно-воспитательную функцию идеологических противников государства. В 1584 г. в Соловецкой обители была основана монастырская крепость, в которой строились специальные помещения для содержания заключенных. В «колодниках» и «арестантах» могли быть разнообразные слои населения. Офицеры и дворяне, чиновники и солдаты, крестьяне и купцы, мещане и канцеляристы, раскольники и сектанты, священники и монахи, дьячки и послушники.

Но главное: монастырские тюрьмы осуществляли борьбу с инакомыслием, исправляя преступников, в основном, церковными методами. Именно идеологические нестроения в той эпохе представляли исключительную угрозу национальной и государственной безопасности. Православное Государство соответственно делило эту функцию с Церковью. А Церковь, имея карательные учреждения, неформально входила в систему власти. И в данных преступлениях непременным условием для освобождения из-под стражи было полное раскаяние, чистосердечное отречение от всех заблуждений. Именно Русская Церковь взяла на себя впервые в истории общества миссию нравственного исправления. Религиозные наказания имели своей целью духовно-нравственное возрождение преступника. Церковь активно формировала систему нравственных ценностей русского общества и национального самосознания. Если речь не велась о преступлениях исключительной тяжести.

В Судебнике царя Ивана IV (Грозного) смертная казнь предусматривалась в двенадцати случаях. Для лихого человека (признанного таковым на основании специальной процедуры причисления к социально опасным людям) смертная казнь могла быть применена за душегубство, разбой, кражу или ябедничество, т.е. ложный донос, а также за любой вид повторной кражи. Назначалась она и за убийство своего господина (государское убийство), крамолу (государственную измену, заговор, восстание и иные действия против власти), церковное преступление (святотатство, посягающее на интересы и права Церкви) и уголовное преступление (похищение людей, воровство, поджог)…

В отличие от первого, новый «Судебник» был более похож на современные нормативные документы: обширен, имел хорошую систему разделения норм права и позволял быстро находить нужные акты. «Судебник 1550 года» стал основой единой системы управления в новом, централизованном государстве. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, и была увеличена плата за «пожилое» (пошлина за пользование землей помещика). Феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество. «Судебник» царя Иоанна Грозного указывает, что «лучшие люди» (выборные) должны не только присутствовать при суде, но и скреплять своими подписями судный список, т. е. подробную запись всего дела. А также назначать наказания судьям за неправильный суд и за лицеприятие.

Мягкий и незлобивый по природе, царь страдал и мучился, вынужденный применять суровые меры. Любопытный факт. Когда князь Михаил Воротынский прислал гонца Иоанну: «Казань наша, царь ее в твоих руках; народ истреблен, кои в плену; несметные богатства собраны. Что прикажешь?» «Славить Всевышнего!», - ответил Иоанн. В то время он и обрел прозвище «Грозный» - то есть страшный для иноверцев, врагов и ненавистников России. «Не мочно царю без грозы быти, - вскоре написал известный тогда русский публицист И.С. Пересветов. - Как конь под царем без узды, тако и царство без грозы». Сегодня известно и об особом почитании Иоанна императором Петром I, который считал себя продолжателем его великих завоеваний в освоении Прибалтики: «Только глупцы, которые не знают обстоятельств его времени, свойства его народа и великих его заслуг, называют его тираном».

Нельзя понять течение русской истории, не разгадав личности Грозного царя. Историки давно сошлись на том, что он был самым даровитым и образованным человеком своего времени. Ключевский пишет о царе: «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский московский ум». Вот как рисует Карамзин портрет царя Иоанна: «Ласковый к вельможам и народу — любя, награждая всех по достоинству, щедростию искореняя бедность, а зло - примером добра, сей Богом урожденный царь желает в день Страшного Суда услышать глас милости: «Ты еси царь правды!» И ответствовать с умилением: «Се аз и люди яже дал ми еси Ты!» 

Хвалили его и наблюдатели иноземные, англичане, приезжавшие в Россию для торговли: «Иоанн затмил своих предков и могуществом, и добродетелью; имеет многих врагов и смиряет их. Литва, Польша, Швеция, Дания, Ливония, Крым, Ногаи ужасаются русского имени. В отношении к подданным он удивительно снисходителен, приветлив; любит разговаривать с ними, часто дает им обеды во дворце и, несмотря на то, умеет быть повелительным; скажет боярину: «Иди!» — и боярин бежит; изъявит досаду вельможе — и вельможа в отчаянии; скрывается, тоскует в уединении, отпускает волосы в знак горести, пока царь не объявит ему прощения. 
Одним словом, нет народа в Европе, более россиян преданного своему государю, коего они равно и страшатся, и любят. Непрестанно готовый слушать жалобы и помогать, Иоанн во все входит, все решает; не скучает делами и не веселится ни звериною ловлей, ни музыкою, занимаясь единственно двумя мыслями: как служить Богу и как истреблять врагов России!» 
Духовная проказа рационализма, лишая веры, лишает и способности понимать тех людей, для кого вера есть жизнь. Но даже часто во всем сомневающийся историк Альшиц, вынужден заметить, что «власть московского царя держалась на основаниях, скорее духовных, чем материальных: на традиции подчинения подданных великокняжеской власти ... на поддержке со стороны Церкви». Русский царь не мог и не хотел править силой. Он желал послушания от народа не «за страх», а за «совесть». И благодаря миролюбивой политике царя Русь сделала огромный скачок вперед в своем развитии!

Не случайно Царские страстотерпцы Николай II с супругой при жизни готовили всероссийское прославление царя Иоанна Грозного в сонме святых, и имя его зафиксировано в списке для прославления документами архивного фонда Святейшего Синода дореволюционной поры. Императрица Александра Федоровна, будущая мученица, не любила называть царя Иоанна «грозным», считая его «мучеником-народолюбцем» и «жертвою боярской клеветы».

Серафима Дарина

Использованные материалы:

Русское самодержавие. Митрополит Иоанн (Снычев). Ложь и правда о Грозном Царе. Студенческая библиотека онлайн. История создания и развития учреждений и органов, исполняющих наказания в России. Пикина И. Монастырские тюрьмы // Преступление и наказание. 1998. Рыбников В.В., Некрасов А.П. История создания и развития пенитенциарной системы в России // Юридическая психология. 2008. Официальные летописи XVI в., К.Д. Кавелин, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, И.П. Фроянов. «Взгляды историков на личность Ивана IV и его роль в русской истории». Исторические труды:  В.О.Ключевский, С.М. Соловьев, С.Ф. Платонов, М.В. Толстой, А.А. Зимин, В.Б. Кобрин, Б.Н. Флоря, А.Л. Юрганов, С.В. Перевезенцев . Владимир Рудаков, Александр Самарин «Вечный спор о Грозном царе».Одигитрия. «Царь Иоанн Грозный и исторические свидетельства его святости» и др.