пр. Красной Армии, д. 96

Пн-Пт: с 9:00 до 18:00, Сб: по записи, Вс: выходной

Русские князья и «Русская правда»

  • Статьи
  • Русские князья и «Русская правда»
Русские князья и «Русская правда» Русские князья и «Русская правда»

«Не хочу я лиха, но добра хочу братьям и Русской земле» – в изречении   известного своим «Поучением» Великого князя Владимира Мономаха не просто слова, – правда, выстраданная горькими потерями. Немало на древней родине нашей случалось бед и напастей. Основная причина – противление единовластию ради алчной наживы. Терзали княжескую Русь кровопролитные междоусобицы. А на их мрачном фоне мужали, возрастали разумом и духом удивительные правители славянской земли. Тонко подметил древнерусский писатель Даниил Заточник: «Золото плавится огнем, а человек напастями. Пшеница, хорошо перемолотая, чистый хлеб дает, а человек в напасти обретает ум зрелый» … 

Не только хлебушек сажали и собирали на земле русской наши пра-пра-прадеды. Ковали инструменты для возделывания земли, но и мечи обоюдоострые точили. Пока мечи эти брат против родного брата направлял, распинывали землю и народ супостаты иноземные. В муках и страданиях склеивалась Русь в государство единое. Но рождали жены русские и великих благодетелей – Владимира, крестителя русичей, Ярослава, по прозванью Мудрого, внука его, миротворца Владимира Мономаха, великих князей, объединявших народ и земли славян в твердый кулак.

А если совсем по порядку, то историю государства Российского, как ни парадоксально, зачинали воинственные язычники из племени балтийских варягов-норманнов. Долгое время они опустошительными варварскими набегами держали в страхе, как центральную европейскую часть материка, так и славянские племена. Народы будущей Руси, как и другие нации, наконец, сдались на милость победителей – с тех самых пор и воссел на княжеский престол Рюрик (830-879), – вещает нам «Повесть Временных лет». Забавно, что боевой пыл варягов, осевших на Руси, вскоре поменялся на торговый статус. Чуть позже варяг даже превратился в третейского судью, к которому можно было обращаться в случае несправедливости. Ну да, бывшие разбойники получили звание «гарантов стабильности». Как все же банальна и малоизобретательна история: взяли власть и «расхотели» воевать!

После смерти Рюрика, княжение переходит к Олегу (в «Повести временных лет» прозванного Вещим). Олег (умер в 912 году) Рюрику доводился родственником, и потому остался регентом при малолетнем князе Игоре. На княжение Олег из Новгорода перебирается в Киев вместе с юным княжичем: и Киев превращается в «матерь городов русских». Князь-регент не только освободил славян от томительной дани хазарам (по щелягу – старинная денежная единица), но одновременно добился и полноправного законодательства для русичей с греками. Первый договор с Константинополем 911 года заключил именно князь Олег: «Если кто убьет, — русский христианина или христианин русского, — да умрет на месте убийства». Это важное событие к тому же давало право русским торговцам на беспошлинную торговлю в Византии, разумеется, в обмен на мир и соблюдение порядка, как в Царьграде, так и на Руси: «…входяще же в Русь град, да не творят пакости»!

К Киеву ладьи с товарами стекались со всех сторон. Киев, как важнейший торговый перевалочный пункт («из варяг в греки»), превращается в главный город славян, оборонительный форпост русских земель. И киевские князья соответственно уже сажают наместников (посадников) в городах русских. Союзничество с киевским князем облагалось данью, но экономическая и политическая зависимость от Киева была для удельных князей выгодна. Впрочем, до поры до времени, чему доказательство – неуемные и бесконечные кровавые тяжбы князей.

Древнерусский князь Игорь (877-945), воссев на Киевский престол, в 944 году заключил с Византией мирный договор. Первый раз словосочетание Русская земля появляется как раз в данном договоре. Этот древнейший письменный источник права содержит начальные нормы Закона Русского. Но, на самом-то деле этим документом эллины урезали воинственные аппетиты Игоря, не раз с мечом пытавшегося закабалить богатых соседей (ведь у греков все есть!) Князь почти полностью зависел от интересов своей дружины, а дружина требовала обогащения.

Византийский император Константин Багрянородный (X век) в сочинении «О народах» отмечал: «Как только наступал месяц ноябрь, русские князья со всей Русью, т.е. дружиной, выходили из Киева на полюдье». В средние века свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин «полюдье» это и есть сбор дани. Увы, потерпев фиаско от греков, Игорь изрядно увеличил поборы с соседей-славян. Обобранные до нитки древляне, что общеизвестно: не простили князю жестокого грабежа, разорвав правителя на части, кстати, вполне буквально: с помощью двух мощных дерев. Ольга, его горячо любящая супруга, изощренно мстила убийцам за гибель князя, пока с помощью коварства не уничтожила под корень весь род племени – от грудничка до последнего старика. Таковы жуткие плоды языческих нравов славян: «око за око», как говорится, «без суда и следствия» и никак иначе!

Но после лютой расправы с древлянами княгиня Ольга (умерла в 969 году) сделала благоразумные выводы. Начиная активно заниматься внутренней политикой древнерусского государства, она, во-первых, «полюдье» заменила выплатой четко определенной дани. Во-вторых, узаконила «уставы и уроки», «становища и ловища», назначила «погосты». Погосты (место сбора дани) превратились в малые центры княжеской власти. Таким образом, на Руси при Ольге сложившаяся административно-хозяйственная система централизовала власть, сформировала разные повинности, сформулировала новые правила жизни, все сильнее ослабляя старославянские законы племен.

В отличие от первых князей, завоевывавших авторитет военной силой, во внешней политике Ольга выбрала дипломатию и пользовалась ею успешно. Прежде всего, поменяла религию. В результате пересмотрела и собственные принципы. Здесь важное: Ольга, приняв православное крещение, поставила русский народ в один ряд с европейцами, включив единоплеменников в состав христианского мира. Ведь под крещением княгини Ольги подразумевалось и крещение всей Руси. Подтверждают этот факт, прежде всего, слова Константинопольского патриарха: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих». И вот результат: к концу ее правления были соблюдены все условия для упрочения государства на Руси. Законы существовали в письменном виде, закрепились новые земли, определившие границы русского государства, да и сама политическая роль князя выросла при Ольге многократно.

Владимир – внук Ольги, младший сын русского князя Святослава, не смотря на свою незаконнорожденность, поистине стал Великим Князем.   К слову, именно отец его, Святослав увеличил территорию русского княжества в несколько раз и отучил нападать на нас близлежащих кочевников, а главное, уничтожил некогда богатый и всесильный Хазарский каганат. Еще в юности Владимир перенял богатый военный опыт сначала у отца, позже приобретал его, грабя европейские города и рыцарей. Дружина его была боевой под стать князю. Даже лихие скандинавы предпочитали обходить ее стороной. В 988 году князь Владимир (недавний викинг-язычник) принял судьбоносное решение. Крестился сам и крестил свою дружину в Херсонесе, положив начало переходу русского народа в Православие. Сам же принял титул Великого Князя.

Как водится при любых радикальных переменах, преображение народа Руси проходило непросто, с большим сопротивлением. Но все же с превращением князя-язычника в ревностного христианина Киевская Русь постепенно превращается в сильную державу: весомо и зримо всему миру. Вдобавок князь стратегически разрешил вековую проблему с набегами печенегов, устроив линию мощных заграждений в местах переправы степняков, систему сигнальных вышек и постоянных дозоров. Владимир проявил себя (вероятно, сказалось генетическое наследство – бабкина кровь) весьма искусным дипломатом. Яркий пример его политических побед – женитьба на сестре Византийских императоров Анне.

Внутренние реформы князя с каждым новым шагом укрепляли государственность на Руси и в целом кардинально изменили течение жизни всего народа. С княжения Владимира началась одна из самых ярких эпох Киевской Руси. Кроме религиозной проведены реформы: административная, образовательная, денежная, военная, культурная, судебная ... Целью последней стало разделение полномочий церковного и светского суда. Издан «Устав о десятине и людях церковных». Но единственным документом, дошедшим до наших дней, является «Церковный устав».

Сын Владимира, князь Ярослав Мудрый (980-1054) лестное прозвание получил по заслугам. Как политик был дальновиден. На мировой арене сильно укрепил позиции русичей – при нем Русь получила всеобщее международное признание. Ярослав Мудрый фактически был одним из первых объединителей русских земель. Он собрал под своей властью практически все русские земли от юга до севера. С семьей киевского князя с радостью роднились крупнейшие королевства Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе.

Обладая удивительно проницательным разумом, с детства зная, что однажды возглавит свой народ, Ярослав довольно тщательно готовился к своему княжескому предназначению. В конце концов, и был назван в истории одним из рассудительнейших славянских правителей. Именно с Ярослава Мудрого начинается настоящий расцвет Древней Руси – ее Золотой век. При Ярославе Киев даже соперничал с Константинополем. Украшали уже столицу русичей Софийский собор и Золотые врата (всего в Киеве тогда насчитывалось около 400 церквей и 8-ми рынков). Сам князь величался царем, о чем свидетельствует надписи XI века на стене Софийского собора и над посмертным саркофагом Ярослава.

Ярослав Мудрый не только укрепил позиции русского государства, но и издал для людей законы. Русь стала сильным и процветающим Европейским государством, потому что Великий князь понимал: основой благополучного существования государства являются единство и законность.

Ярослав разграничил полномочия светских и религиозных властей в «Церковном уставе», в котором четко прописались различные проступки против веры, и мера ответственности за них. Создание первого важного правового документа Древней Руси «Русской Правды» также связано с мудрой деятельностью Ярослава. «Русская Правда» объединила все существующие на тот момент законы и указы, сформировала начальную законодательную систему: она включала в себя нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства. Бесспорно, «Русская Правда» важнейший памятник культуры и блестящий образец письменности на Руси.   Но авторству Ярослава принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»). В основном законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего, в среде княжеской дружины. Но нормы первобытного строя в них еще прослеживались, хотя уже выглядели как пережитки: увы, по-прежнему, оставалась кровная месть. Но, дабы   не допустить массового самоуничтожения русичей, Ярослав ввел суровые санкции: определил высокие штрафы, как за убийство, так и за другие крупные злодеяния (поджог и кражу).

Восстания второй половины XI века потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская Правда» была дополнена рядом актуальных статей, получивших название «Правда Ярославичей». «Правду Ярослава» дополняли уже его дети. Смысл нововведений: защитить имущество феодала и его вотчину. Управлял вотчиной княжеский дворецкий — огнищанин (от слова «огнище» — дом), ему помогал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов. Богатство вотчины составляла княжеская земля, которая охранялась весьма тщательно. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь), ремесленники и ремесленницы. Руководили работами ратайные (полевые) старосты.

«Правда Ярославичей» отменила, наконец, кровную месть и установила разницу в плате за убийство различных категорий населения, по сути, отразив основную заботу государства о жизни и имуществе феодалов.   Убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных облагалось штрафом в 80 гривен. Жизнь свободных людей оценивалась в 40 гривен; сельских и ратайных старост, а также ремесленников в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов стоила копейки, всего 5 гривен … Для примера: батрачке в деревне в XII веке на готовых хозяйских харчах и прочем содержании оплачивали труд по гривне за лето.

Крупную переработку закона произвел князь Владимир Мономах, внук Ярослава: так появилась Пространная редакция «Русской Правды».

Русский князь Владимир Мономах, родился в 1053 году в семье переяславского князя Всеволода Ярославича и княгини Марии, дочери византийского императора Константина Мономаха. Был назван Владимиром в честь равноапостольного прапрадеда, крестителя Руси.   С детства копье и лук он держал крепко, был искусным охотником. В военном походе впервые будущий князь принял участие, когда ему было всего двенадцать лет. В юности князь преуспевал в учебе в Оксфордском университете, одном из древнейших учебных заведений мира. Был вхож в королевскую семью, где блистал и покорил сердце самой красивой женщины Европы, своей будущей жены Гиты, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда II. При жизни Владимир Мономах использовал на своих печатях титул «архонт», на манер византийских императоров.

Как добрый правитель Руси князь желал прекращения братоубийств, и созвал  Любечский съезд князей в 1097 году, на котором сообща договорились: каждому «владеть своей отчиной». И исполнили: при Мономахе Русь укрепилась единством и могуществом.

Князь Владимир Мономах вошел в историю как первый реформатор, узаконивший в 1113 году новый «Устав».       Разрозненные постановления, указы, принятые по разным причинам в разных городах, не могли обеспечить единых правовых норм и должного судопроизводства на Руси. «Русская Правда» Мономаха кардинально изменила ситуацию, превратившись в действующий «Судебник», постановления которого активно использовались в судебных делах. Понятно, что «Русская Правда» в основном защищала избранные слои общества: впервые закрепила сословное деление государства, привилегию знатных славян над простым людом и начавшийся формироваться феодализм. И целью всех наказаний по «Русской правде», прежде всего, выходило обогащение князя, так как земля, люди, их имущество принадлежали князьям. Вира - штраф за убийство, дикая вира - штраф за убийство, который выплачивает не один, а вся община. Увы, с официальным переходом к феодализму, вестимо, «не всем на Руси стало жить хорошо».

Существенно изменилось содержание «Русской Правды»: смертная казнь сохранялась, умышленное убийство отделялось от неумышленного, были обозначены степени причинения ущерба (намеренного или неумышленного), определены штрафы в зависимости от степени тяжести проступка. Любопытно, что денежные штрафы, упомянутые в «Русской Правде», были посчитаны в разных денежных единицах. Из документа становится известно о металлических деньгах и ценных мехах, которые тоже заменяли деньги, о ценах на товары, о торговле с другими странами.

«Русская Правда» уже тогда включала в себя некоторые понятия из современной терминологии: и очную ставку, и дачу свидетельских показаний, и «гонение следа» при преследовании преступника (в аналогии с расследованием «по горячим следам»). Если расследование заходило в тупик, к обвиняемому могли применить «ордалий», так называемый «Божий суд». Это не вполне стандартная, даже слишком тяжелая судебная проверка для обвиняемого. При испытании водой утонувший считался невиновным, что обосновывалось представлениями о том, что вода не принимает в себя ничего нечистого. Нет, совсем плохого не подумайте, хоть и строчились законы Средневековые, но, несомненно, «тонул» человек не до утопления; как только обвиняемый начинал захлебываться, его успевали вытащить веревками, которыми фиксировали тело заранее.

За уголовным преступлением обязательно следовал суд. А «Русская Правда» определяла нормы процессуального законодательства: как и где проводить суды, кому в них принимать участие, как содержать преступников во время суда и как их судить … Знамо дело, знатные граждане-преступники могли рассчитывать на послабление. Что касается долгов и должников, здесь тоже существовала определенная правовая процедура. Ко времени Мономаха можно отнести и постановление о наследстве. По праву сыновья наследовали поровну, а дочерям выдавалось приданое при замужестве. Каждый мог распорядиться своим имуществом по завещанию. В частности, имение жены оставалось неприкосновенным для мужа. Если вдова не выходила снова замуж, то хозяйничала в доме покойного, а дети не имели права ее выгнать.

И многие другие актуальные статьи дополнили «Русскую Правду» прогрессивными для своего времени законами: например, после восстания, вызванного недовольством крестьян против ростовщиков, князь запретил продавать должников в рабство. Не смотря, на высокородное происхождение, Мономах был человеком сострадательным.

Князь Владимир считал духовное благосостояние народа первоосновой, фактором, который способен объединить Русь: «Вера во Всевышнего и любовь к ближнему: это то, без чего не будет существовать Русь». Князь Владимир умер в 1125 году. Средняя продолжительность жизни в те далёкие времена была невысокой, но Мономах прожил целых 72 года. Князь Владимир Мономах был великим человеком своей эпохи, заслужив всенародное почитание и звание миротворца. При нем не было войн, никакие племена не беспокоили Русь в период его власти. Время правления Владимира Мономаха, вплоть до самой смерти, было самым лучшим для Киевской Руси.

Князь Владимир, сам имея прекрасное образование, помимо политических преобразований уделял много внимания развивающейся русской культуре, литературе, истории и, конечно, просвещению славян. Первым из Великих князей Мономах оставил в наследство потомкам нравственные «Поучения», проявив талант настоящего писателя. В своем труде, составленном на основании христианских заповедей, он наставляет детей и потомков жить в мире и согласии, молиться Богу, не вести братоубийственных распрей, помогать вдовам, сиротам и убогим, быть гостеприимными, а главное: милосердными. По определению историка А.С. Орлова:  «Без сего завещания, столь умно писанного, мы не знали бы всей прекрасной души Владимира, который не сокрушил чуждых государств, но был защитою, славою, утешеньем собственного государства; и никто из древних князей российских не имеет более права на любовь потомства, ибо он с живейшим усердием служил Отечеству и добродетели».

И, что удивительно: собственными поступками князь Владимир всегда подтверждал высокую человечность. Но один случай из его жизни особенно поражает. Князь искренне простил Олегу Черниговскому гибель родного сына: он отправил письмо убийце с предложением забыть о старых обидах и заключить мир, при этом не выставил князю-врагу никаких ответных требований и условий! У князя Мономаха была поистине добрая душа и милостивое сердце, не случайно соплеменники искренне любили своего доброго и мудрого правителя.

Серафима Дарина