пр. Красной Армии, д. 96

Пн-Пт: с 9:00 до 18:00, Сб: по записи, Вс: выходной

История О КОПНОМ праве наших предков

  • Статьи
  • История О КОПНОМ праве наших предков
История О КОПНОМ праве наших предков История О КОПНОМ праве наших предков

Мудрец древности Сократ заметил, что легче сохранить себя от смерти, чем от преступления. Французский же просветитель Монтескье одной фразой решил главную задачку общества: «чем более народ добродетелен, тем он счастливее», ибо «преступления против нравственности скорее приводят к гибели государства, нежели самое нарушение законов». А премьер-министр Великобритании Черчилль даже назвал самый счастливый народ: «жить по совести — это по-русски». 

         Не зря и прозывался вначале тот народ славяне. Славяне (славные) – поистине уникальный народ. Ни одна нация в мире не мужала в таких суровых условиях и не взрастила такого великого государства. Древнерусский народ в отличие от всех народов мира от века исключительно гостеприимен, миролюбив, терпелив и трудолюбив. Гены русского человека выплескивают эмоциональную, неукротимую природу, сметливый ум, твердость. При этом во всей Европе нет народа менее избалованного и более выносливого, удивительно храброго, очень самобытного, способного стойко переносить холод и жару, несчастья и мучения. Потому великороссы, как и все малые народы, населяющие Русь, всегда озадачивали мир «загадочной русской душой».

         Славянские племена даже в разгар языческого существования умудрялись жить по законам непреложной нравственности. Стоит лишь заглянуть на страничку истории под названием «Ведические законы»: 

- Древняя Мудрость познаётся не для того, чтобы властвовать и повелевать кем-то, и не для того, чтобы возгордиться или возвеличиться над другими Родами. Древнюю Мудрость всегда познавали, чтобы осознать свой Жизненный Путь, и для того, чтобы передать её потомкам.

- Кто уподобляется человеку, который живёт лишь своими желаниями и деяниями порочными, тот губит свою Душу и не исполняет долга перед Родом. И неудивительно, что прибежищем таких людей в конце жизненного пути становиться Пекло.

- С охотой исполняйте наставления родителей своих и старцев Рода своего, ибо ни один родитель или старец не желает зла чаду или внуку своему.

- Оберегайте и проявите заботу о родителях своих, во все дни и преклонные лета их, ибо дети ваши, глядя на вас, когда придёт время, также будут относиться и к вам.

- Ежели кто приласкает и накормит ребенка, дав ему кров, тепло и уют, от души, а не корысти для, то совершит он деяние благое и пользы от него будет более, чем от сотни глаголющих мудрецов. 

- Самыми непростительными поступками для человека – являются оговор, предательство, зависть, желание чужого добра и лихоимство.

- Совесть – это высший дар Божий, от неё не убежишь, не спрячешься, её не обманешь и не заговоришь. За благие деяния она даёт Радость, за негожие она даёт страдания …

         Неподражаема характеристика древних славян. Для современника в ней многое дивно: славяне с презрением относились к роскоши: украшения, захваченные на войне, без сожаления зарывали в землю. Внешности своей не уделяли никакого значения. Но были потрясающе чистоплотны: в «Повести временных лет» есть характерная история о том, как русские «прутьями бьют себя» в жарких банях (легендарное путешествие апостола Андрея в Новгород). Главное же не это, а то, что славяне были чистоплотны не только физически: славянская раса отмечается особой нравственной выносливостью. Славяне не знали ни лукавства, ни злости, хранили простоту нравов, отличались добродушием. На территории Древней Руси практически не было разбойников, а между русскими воровства, но если из-за бедности человек не мог хорошо принять гостя, то он мог прихватить и чужое ради хлебосольства. Это даже приветствовалось обществом: первостепенный долг гостеприимства оправдывал и само преступление. Торговцы из разных стран мира, любившие посещать славянские земли, отмечали целомудрие славянских женщин и преданность их мужей. Славяне еще не знали грамоты, но прекрасно считали. Год делили на 12 месяцев, столетие звали веком.

«В них нет ни зложелательства, ни коварства,   они любят свободу. Hе выносят ига рабства и повиновения,   исполнены мужества и кротости, искренность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман» такая характеристика славянам сложилась у византийских путешественников.

По словам одного древнегреческого историка: «Правосудие у них было запечатлено в умах, а не в законах», тогда еще у славян не было своего письменного законодательства, «золото и серебро они столь же презирали, сколько прочие смертные желали его». И результат налицо: «Основная особенность у славян - это миролюбие. Самый характер русских и вообще славян, чуждый насильственности, исполненный мягкости, покорности, почтительности, имеет наибольшую соответственность с христианским идеалом …» (Славянофил Н. Я. Данилевский.   «Россия и Европа» (1871).

         Потому, естественно, и законодательство славян складывалось по особому образцу.

Копное право и его уставные особенности.

Это кажется невероятным, но копа, по сути, альтернатива знаменитому Римскому праву. И еще неизвестно, которое толковее. Копа – самое настоящее народовластие или иначе народное самоуправление. Копа – древняя русская сельская община и называлась она «М i Р». Традиция ее родилась из глубины тысячелетий. Разгадывается просто. Слово копа («купа») — являет собой древний славянский корень, встречающийся в таких словах как «скопом», «совокупность», «скопище», «копна», «копить», «копать» и т. д.

Для абсолютно каждого славянина решение Копы было наивысшим духовно-нравственным ориентиром. От почтительного отношения к копе у русских людей сложилась масса поговорок: «С миром не поспоришь», «На мир и суда нет», «Что мир порядил, то Бог рассудил», «Что миром положено, так тому и быть»... Все распоряжения Копы, естественно, выполнялись очень добросовестно. Фактически нарушений Копного Права или постановлений Копы не наблюдалось, а если ЧП (чрезвычайные происшествия) и случались изредка, то воспринимались как всеобщее бедствие. В древности славяне строго соблюдали заповедь Бога Одина: «Непозволительно прощать того, кто умышленно совершает зло, ибо зло, оставшееся без наказания, умножается, а вина за приумноженное зло лежит на том, кто оставил зло не наказанным и не привел его на правый божий суд».

Институт копного права сам по себе уникален. Копа собиралась с целью со-ВЕЩания, да-да, на то самое ВЕЧЕ. Отсюда, кстати, и происхождение слов: вещий, вещать. В Новгородском вече действовало как раз копное право. Копа целиком и полностью выражала волю народа. Вполне естественно, что Копное Право могло существовать лишь при настоящей гласности и отчизнолюбии славянского народа. 

Копное право  — это совокупность народных юридических норм и обычаев, мирское самоуправление, яркий пример чистой, народной, демократии. Копа — это, прежде всего, собрание сходатаев для разрешения вопросов, возникающих в жизни общины. Некоторые историки копной суд  определяли как один из стариннейших коллегиальных судебных органов в славянских государствах.

Расцвет копного права пришелся на 8-11 века. Первые письменные упоминания о нем заметны еще в 5-7 веках нашей эры. Существовало Копное право в разных формах вплоть до 15-16 веков. Не исключено, что существовало копное право и до нашей эры.

Суть копного права

При наличии споров в общине, например, делёжка земель, или непредвиденные происшествия уголовного характера: воровство или убийство, созывалась копна (то есть, копа). Копной называли сход глав семей или рода, которые при оседлом образе жизни вели дворовое хозяйство: 8-10 глав с одного поселения. Приглашались на копну главы 10 ближайших в округе сёл. Собирались или на месте преступления или в самом большом селе, у всех людей на виду. У каждого из глав было право голоса. Численность копы могла колебаться от 100 до 300 человек.

Правом прийти на копу наделялись домохозяева, женатые мужчины, старейшины,  главы родов. Их называли: сходатаи, судьи, копные, мужеве, обчие, то есть, общинные мужи. Мужчины, не имевшие отдельных хозяйств (сыновья и братья), а также женщины допускались на копу только по особому требованию, к примеру, для свидетельских показаний. Были на копе и старцы, их совета спрашивали, если нужно было вынести приговор на основании прошлых решений копы. Старцы права голоса на копе не имели, но их наставления были решающими, они строго следили за соблюдением обычаев Предков.  «Во всех деяниях своих, великих и малых, и во всех отношениях между Родичами своими или Общинниками других Родов - Совесть и Правда наша Копная должны быть мерилом всего». 

В более поздние времена, после Крещения Руси, на копе присутствовал священник, в его обязанность входило приводить подсудимых к присяге.

При решении земельных споров копа совещалась на спорной земле. Для исследования уголовных дел копа собиралась непосредственно на месте преступления: во дворе, в бору, под горою. Если был обнаружен труп убитого человека, копной суд вершился там, где находился убитый. Созывалась копа под звон била или колокола, иногда на копу приглашали большим костром.

Копа могла выявлять, преследовать, судить и наказывать преступников, присуждать и доставлять обиженным вознаграждение … А главное: была обязана заботиться, чтобы не нарушались ее законы. На скопище (собрании) устанавливалась, согласно праву копы, круговая порука, когда вся община отвечала за проступки своих членов, а также ручалась за безопасность жизни и имущества не только своих родичей, но и пришлых людей. При уголовных нарушениях копа устраивала «расспрос», конечно же, искала преступника, устанавливала его «лик» (так произошло судебное слово «улика»).

Копное право основывалось на условии абсолютного единогласия, то есть, прихода всех собравшихся сходатаев к одному мнению (не как сейчас: 5 – «за», три – «против», – принято «единогласно»). Также на копе поощрялось публичное покаяние обидчика перед пострадавшим и всенародное раскаяние преступника. Обязательно учитывалась последняя воля смертельно раненного и его прощение обидчика. Решениям копного суда подлежали все лица простого сословия, имевшие оседлость в округе сельской общины: крестьяне, свободные поселенцы и мещане городов, не пользовавшиеся магдебургским правом.

 

Магдебургское право (пришло на Русь в 14-м столетии) закрепило юридические права и свободы горожан, их право самоуправления. Это одна из наиболее известных систем городского права, сложившаяся уже к XIII веку в Магдебурге как феодальное городское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена.

В некоторых случаях копа могла производить следствие над помещиком, имевшим, впрочем, право требовать, чтобы дальнейшее исследование дела было предоставлено уряду гродскому (уряднику).

По правилам копного права вначале обиженному предоставлялась возможность самому отыскивать шкодника, то есть, своего обидчика, собирать доказательства, это называлось обыском; если истец не мог отыскать шкодника, он требовал собрания копы. Истец мог изъявить вслух подозрение, кого он считает преступником, обвиняемый или подозреваемый должен был дать вывод, то есть, очистить себя от подозрения; истец имел право даже потребовать, чтобы обвиняемый был подвергнут пытке. Обличенный преступник сразу передавался копному суду; приговорённый к смертной казни тотчас представал пред палачом.

Если же после трёх сходок копа объявляла, что не знает ни о преступлении, ни о преступнике, то истец мог выбрать нескольких мужей и потребовать от них присяги в том, что они ничего не знают; если избранный отказывался от присяги, он должен был удовлетворить иск истца.

Постановления или декреты копной суд чаще объявлял в словесной форме, лишь изредка излагал на бумаге. Решения копного суда исполнялись немедленно, и обжаловать их было практически невозможно.

Суть копного права в том, что у всех было право говорить и доказывать свою точку зрения.   При этом каждый из глав родов общался со свидетелями, разбирался в уликах. Всегда все искали ЛИК, человека, который мог сказать что-то существенное по делу или быть свидетелем.

Система наказания при копном праве сводилась к принципу – «око за око, жизнь за жизнь». Наказания приводились в исполнение публично и сразу после того, как копа вынесет единогласное решение. Бывали случаи и смертной казни за убийства. Кто же попадал под действие копного права? Народная демократия здесь проявлялась в чистом виде: ни богатый, ни знатный, ни хитрый не мог избежать суда старших в роду и получал заслуженную кару.

Копой избирались: волостной старшина, правление и суд. Волостное правление вело книги для фиксирования решений схода. Бумажную работу вел волостной писарь, он был важным лицом в Копе. Когда Старшина начинал злоупотреблять доверием общества, ему могли убавить жалование, вовсе переизбрать. 

Священные положения Копного Права сохранялись в памяти Сходатаев и передавались из поколения в поколение. На Копе согласовывались практически все стороны жизни села: сроки начала и окончания сельскохозяйственных работ, починка дорог и чистка колодцев, взыскания за самовольные порубки леса и нарушения общественных запретов, сбор денег на общественные расходы и раскладка податей, вопросы пользования лесом и строительство плотин, проведение выборов, пополнение общественных запасов на случай стихийных бедствий ... 

Копа на деле была первым славянским институтом юридического права. На Копе все говорилось начистоту, вопросы ставились ребром: и если кто-либо пытался отделаться молчанием, его все равно выводили на чистую воду. Копа в реалии превращалась в открытую исповедь, разоблачая преступление и выслушивая покаяние шкодников. Копа имела широкую гласность не на словах.  Значение самоуправления обществом усиливалось выборными должностями десятского – по одному из 10 дворов и сотского – от 100 дворов. Сотский, при помощи десятских, наблюдал за чистотой в селениях, воды в реках, за пожарной безопасностью, за порядком во время торгов, базаров, за качеством продуктов ... 

Для защиты своих земель от захватчиков Копой выбирались Князья из крепких Родов потомственных воинов, которые составляли Честь и Славу русского Отечества. Выделялась десятина для содержания Князя и его дружины, пограничных застав, для строительства пограничных городов и оборонительных линий. Селяне добровольно трудились на строительстве важных военных объектов, а в военное время все воины-селяне поднимались на защиту Отечества. Только благодаря Копному Праву Святослав Хоробре смог в краткий срок собрать десять тысяч хорошо вооружённых и обеспеченных воинов-всадников. 

Кроме руководителей Волости, на копе выбирали ходатаев по общественным делам – челобитников в стольный город. Такие ходатаи назывались «мироедами». Негативный смысл слова появился позже, а прежде оно означало людей, живших на мирской счёт во время поездок по общественным делам. На Всеземском Соборе из Князей выбирался Монарх – глава всей страны, Великий Стольный Князь Всея Руси. От Монарха тоже требовалось соблюдение Копного Права, выполнение законов Всеземского Собора, защита государства от иноземных врагов ... 

Трудно переоценить историческое значение славянского копного права – ведь это не просто сборник советов и правил, проверенных во всех ранее случавшихся жизненных ситуациях на опыте предков. Это образ жизни, при котором общепринятой нормой становится (увы, нынче устаревшее!) утверждение: «Без правды люди не живут, а только маются». Российское государство издревле основывалось не на насилии, а на нравственных началах славянского народа, духовное величие которого принималось и малыми народами Руси. Духовное взаимопонимание связывало русский народ с его национальными младшими братьями в культурное единство, и в этом крепком союзе каждый служил Отчизне не за страх, а за Совесть.

Продолжение следует …

Серафима Дарина