Человек и Закон 

Чем же таким особенным образ жизни, мораль и право  сейчас отличается от древних периодов?! Постараемся грамотно ответить на данный вопрос.

Прежде несколько слов о законах вообще! Существуют общеизвестные законы природы, выраженные в физике, химии, математике и других науках. Законы природы непреложны: солнце всходит и заходит, день сменяет ночь, за зимой следует весна, … Известны всем и ньютоновский закон земного притяжения, и «пифагоровы штаны», и другие открытия человеческой мысли.

Не все законы бывают слишком точные, некоторые меняются как «ветер в мае», не имея прочного фундамента. Вот, к примеру, основной закон философии, выдвинувший версию, что «бытие определяет сознание», весьма не прочен. Материалистами он утверждается, идеалистами (то бишь, верующими) категорически отвергается. Те и другие принимают свои догматы на веру, но до сих пор не пришли к согласию, исключительно – за недоказанностью обеих позиций ...

Нас же, как юристов, гораздо более интересуют другие законы –  нравственные: касающиеся взаимоотношений между людьми на земле.

Увы, человеческие установления не являются для каждого человека истиной в первой инстанции: нравственные законы нарушаются людьми, пожалуй, слишком часто. Почему, собственно?  Законы несовершенны или человек? Поскольку современные законы диктуются самим человеком, мы вправе предположить, что не идеальны ни законы, ни человек, их выдумывающий.

Но все же существует ряд неизменяемых правил, которым человеческое общество стремится следовать всегда, наказывая  тех, кто их преступает: убивать людей нельзя, воровать запрещено, недопустимо насиловать других и т.д. Нравственных запретов предостаточно, но в разных государствах основные из них: не убивать, не воровать, не применять насилия, то есть, во всем человеческом обществе некоторые законы являются основополагающими.

Ясно одно, человек, будучи несовершенным и способным на преступление, не может быть источником абсолютного нравственного закона. Итак, где же станем искать первопричину такого понятия, как закон?! По традиции, для начала заглянем в словари!

По Ушакову: нравственный закон – это установленный государственной властью общеобязательный свод правил или, так называемые, общепринятые правила общественного поведения. По Далю же: это предел, постановленный свободе воли или действий; неминучее начало, основание; правило, постановление высшей власти…

Особо любопытно само происхождение конкретного слова, его этимологическое значение. Корень существительного закон тот же, что в словах исконы или конец. Старинное слово кон имело значение «начало», «предел». Приставка «за» изменила смысл слова: «то, что было изначально — за коном».

Если же взять за основу утверждение, что человечество, не продукт «космического взрыва» или обезьянних метаморфоз, а сотворено от начала Вседержителем, тогда опять придется заглянуть в Библию – к «началу начал»! К слову, и русские поговорки нас упрямо ориентируют в том же направлении: «Правый суд только на небесах!» Потому и пугают по сей день некоторых: «Бог тебе Судья!»

Так вот, есть в библейских текстах некий правовой документ древности под названием Закон Моисеев. Обратим на него пристальное внимание.

А ведь евреи, до Рождества Христова и после Рождества, еще до  уничтожения древнееврейского государства,   оказали  самое значительное влияние на развитие законодательства других народов и стран, особенно сильно на формирование Конституции США.  А соответственно (хотя и опосредованно) — на русское законодательство. Впрочем, все, что тайно, когда-нибудь становится явным. Надолго и тщательно упрятанная за «железным занавесом», историческая правда прорвалась, наконец, в «умы и чаяния» общества.

Теперь-то уже ни для кого не секрет Закон Моисея, призывает к человеколюбию своими основными догматами: «родителей чти, не убий, не укради, не блуди, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого …»! Это говорит лишь в пользу его исключительной актуальности для современной правовой науки. Вот такой оказался действенный и жизненный Закон, данный, между прочим, евреям в той самой пустыне, по которой они целых сорок лет странствовали, не имея ни постоянной крыши над головой, ни собственной пяди земли под ногами! Нам, имеющим и жилье, и почву под ним, все же не мешает присмотреться к положениям любопытного Закона.

В основе любого государства, желающего построить гармоничное общество, всегда лежит Закон. К сожалению, многие государственности, скрывшие первопричину (первоисток) нравственного закона, таковое общество не создали, ибо «не всякий судит по праву, иной и по нраву». А Закон Моисеев был, есть, и будет, куда ж без него, если во всех законодательствах мира пока прописано: не убивать, не воровать и т.д.!

Краткая историческая справка (без подробностей, их, при желании, вы найдете в Библии). Во время стоянки еврейского народа у подножия горы Синай, предводителю  его, пророку Моисею в горевшем и не сгоравшем кусте Неопалимой Купины на горе явился Сам Господь и  объявил десять основных заповедей, сейчас их называют Законом Моисея.  Также Моисей   принял от Господа законы по религиозному и гражданскому устройству общества, и, сойдя с горы, сообщил все это народу, а позже записал в книгу (Библия. Пятикнижие Моисея). Увидев, что народ впал в идолопоклонство, Моисей, в пылу праведного гнева разбил скрижали с записанными на них основными заповедями (Исх. 19-31), а золотого тельца, которому стал поклоняться народ, уничтожил. По повелению Моисея, в тот же день мечом  уничтожено было три тысячи человек — виновников происшедшего идолослужения (Исх. 32.17-29). Нельзя не заметить, еврейский народ никогда не был слишком праведным, и Бог время от времени карал отступников гневом Своим. Но Моисей, проводя часто дни свои в строгих постах и молитвах, все же уговорил Бога помиловать сей строптивый народ. И Бог не отказывал пророку. Закону же Моисея суждено было стать главным правилом жизни древнееврейского народа на протяжении веков.

Трудно умалить значение Закона Моисеева: многие его положения и по сей день составляют основу правоведческих правил различных стран и народов. Отложим до времени духовную его составляющую (взаимоотношения человека и Бога), обратим внимание на один лишь аспект: Закон Моисеев, безусловно, является образцом правового документа, регулирующего все стороны жизни общества! Повеление Закона «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19.18)  выходит за пределы правовых норм: оно призывает народ на путь любви. Это уникальное правило устанавливает пределы человеческой властности и эгоцентризма, чтобы удержать человека от нарушения прав соседей и вторжения в их жизнь. Оно призывает к такому образу жизни, при котором не нужно постоянного контроля, так как в нем выражен путь добра. Любовь к Творцу и любовь к ближнему — главный путь в жизни человеческой, а все запреты и установления Закона — это ориентиры, чтобы разглядеть человеку собственное несовершенство.

Десятисловие – краеугольный камень Закона, имеет универсальное значение как общечеловеческий этический эталон,  для всех народов и во все времена определяющий обязанности человека по отношению к Богу и ближнему. Десять заповедей закрепляют важнейший принцип равенства всех людей перед законом.

В новом Российском законодательстве, естественно, ничего не прописано из правил, определяющих взаимоотношения человека с Богом, ибо оно во многом проистекает из законодательных актов, которые отделили Церковь от государства. «Занавес» хотя и снят, но «железная» привычка посеяла мертвые семена, которые не имеют живых всходов.

Слава Богу, сегодня кое-что еще остается актуальным: «не убий!», «не укради!», «не лжесвидетельствуй!» Но нынешнему современнику, склонному к компромиссам, готовому легко подчиняться любому ходу событий высокие требования Закона Моисеева кажутся устаревшими, лишними, порою даже дикими. Люди, светские – прагматичны, предприимчивы, сбросили с себя многие оковы древних «условностей», тормозящих прогресс и цивилизацию. Современному жителю Земли откровенно мешают некоторые нравственные препоны. Например, запреты блудодейства, прелюбодейства, мужеложства и прочих «любо»-скверностей. Завещание почитать, а, значит, помогать и содержать родителей тоже стало весьма обременительным. Гораздо удобнее  спихнуть престарелых мать с отцом в полное попечение государству, – коли уж само государство такой расклад  не наказывает.  Современные законы не столь категоричные и жесткие как древние постановления.

Таков сегодня Человек, таков и Закон – частично нравственный, частично моральный, и, частично безбожный. Российская нравственность, конечно, падает. А все же  жизненная «правда» складывается по известной поговорке: «с сильным не дерись, да с богатым не судись»! Известно: историческая судьба народа целиком зависит от его нравственности. И потому важным остается вопрос, как для Человека, так и для Закона: к добру иль ко злу перетянут весы чашу Правосудия?!!

 Серафима Дарина

Статьи

6

Апрель

История профессии судьи

Из истории становления профессии судьи: Библейский царь Соломон – самый справедливый и мудрый судья

21

Февраль

Человек и Закон

Чем же таким особенным образ жизни, мораль и право сейчас отличается от древних периодов?! Постараемся грамотно ответить на данный вопрос.

17

Август

О предпринимательстве

Что говорит история о предпринимательстве

Схема проезда